А человеком родиться еще труднее.

А потому, о Владыка Людей,

Практикуй возвышенную Дхарму, дабы для тебя созрел ее плод.

Такие наставления он дал царю Сурабхибхадре [143]. А Шантидэва сказал:

Родиться человеком столь же трудно,

Как черепахе попасть головой в отверстие ярма,

Носимого по волнам великого океана.

ВМахапаринирвана-сутре [LII]упоминаются другие примеры малой вероятности: бросить горсть сухого гороха об гладкую стену, так чтобы к ней пристала хоть одна горошина; насыпать кучу бобов на острие вертикально стоящей иглы, чтобы на конце ее [остался] хоть один боб, и т. д. Необходимо ознакомиться с этими сравнениями и понять их.

2.4. Размышление о ничтожно малой вероятности [обрести человеческое тело]

Если принять во внимание разнообразие и многочисленность живых существ, то обрести человеческое тело почти невероятно. Число существ в аду так же велико, как [число] звезд на ночном небе. По сравнению с ним число прет настолько мало, что сопоставимо с количеством звезд, которые видны на небе днем. Если сказать, что прет так же много, как звезд ночью, то животных так же мало, как звезд днем. Если сказать, что животных так же много, как звезд ночью, то существ в высших блаженных мирах мало, как звезд днем.

Говорят также, что существ ада столько, сколько пылинок в большом материке; прет — сколько песчинок в реке Ганге; животных — сколько зерен в чане с пивным солодом; асур — сколько снежинок в метели; богов и людей — всего лишь сколько частиц грязи под ногтем.

Хотя обрести тело в высших мирах — редкая удача, еще реже выпадает удача обрести человеческое тело, наделенное свободами и дарованиями. Если летом поднять ком земли, мы увидим в нем множество живых существ. У людей ни один род не бывает таким многочисленным, как население одного муравейника. Так что людей по сравнению с животными явно [мало]. Кроме того, среди людей — если учитывать и тех, кто живет в окраинных областях, где не имеют понятия об учении, — очень мало рождается в краях, где процветает Дхарма. Еще меньше тех, кто обладает свободами и дарованиями, — их единицы. Принимая это во внимание, ты должен быть счастлив, что обладаешь всей совокупностью свобод и дарований.

Поэтому, если у тебя есть все качества свобод и дарований, ты отныне можешь считать, что обладаешь драгоценным человеческим телом [144]. Если же хоть одного из этих качеств недостает, то, хотя с мирской точки зрения, ты можешь быть вполне умен и образован, [с точки зрения Дхармы] ты не обладаешь драгоценным человеческим рождением. Тебя можно назвать заурядным человеком [145], человеком только по названию [146], несчастливым человеком [147], человеком без главного [148] или тем, кто возвращается с пустыми руками [149]. Это все равно что не воспользоваться попавшей к тебе в руки драгоценностью, исполняющей желания, или вернуться сострова сокровищ с пустыми руками.



Говорится:

Найти драгоценность — ничто по сравнению с обретением драгоценного человеческого тела.

Но разве ты не видишь, как растрачивают его попусту те, у кого нет сожаления?

Получить царство — ничто по сравнению с обретением истинного

Гуру. Но разве ты не видишь, что с ним обращаются, словно с равным,

Те, у кого нет веры и почтения?

Стать мирским правителем — ничто по сравнению с принятием обетов бодхисаттвы.

Но разве ты не видишь тех, кто безо всякого сострадания забрасывает их, как камень из пращи?

Достичь царской власти — ничто по сравнению с получением посвящений Тантры. Но разве ты не видишь, как пренебрегают ими те, кто не чтит самаи?

Увидеть Будду — ничто по сравнению с тем, чтобы узреть сам изначальный ум.

Но разве ты не видишь тех, кто беспечно допускает, чтобы их ум страдал от заблуждения?

Эти свободы и дарования приобретены не случайно и не благодаря простой удаче. Они — плод двух видов накоплений [150], приобретенных за многие кальпы.

Панчен Драгпа Гялцен сказал:

Это человеческое тело, наделенное свободамии дарованиями,

Обретают не благодаря изобретательности ума:

Оно — плод накопленных благих заслуг.

Если, получив человеческое тело, но при этом, не имея никакого представления о Дхарме, ты полностью занят неблагими делами, — это еще хуже, чем находиться в трех низших мирах.

Джецун Миларэпа сказал [охотнику] Гонпо Дордже:

Обычно говорят, что человеческое тело, обладающее свободами и

Дарованиями, — большая драгоценность,


a-energiya-nizkogo-kachestva-preobrazuetsya-v-energiyu-visokogo-kachestva.html
a-eshyo-ya-hochu-pomolitsya-za-detej-svoih-i-vnukov.html
    PR.RU™